ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ КОНСАЛТИНГ БЕЗОПАСНОСТЬ КОЛЛЕКТОРСКИЕ УСЛУГИ НЕДВИЖИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СВЯЗЬ И IT АВТОСАЛОН СОЦ. ПРОЕКТЫ
Сегодня USD 56.59 (+56.59) EUR 69.40 (+69.40)

Наша консультация

Обеспечительные меры в спорах арбитражного судопроизводства.

Под обеспечительными мерами арбитражного суда понимаются срочные временные меры, принимаемые судом по заявлению лица, участвующего в деле (а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица), направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Таким образом, эти меры выступают в качестве своего рода гарантии материально-правового требования, с которым субъект предпринимательской или иной экономической деятельности обратился в арбитражный суд. При этом законодательством установлено требование о соразмерности обеспечительных мер заявленным требованиям.

Обеспечительные меры арбитражного суда могут быть выражены в следующих действиях, предусмотренных ст. 91 АПК РФ:

- наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц;

- запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

- возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

- передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

- приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества из-под ареста.

Приведенный перечень нельзя считать исчерпывающим, так как федеральным законом или международным договором Российской Федерации могут быть установлены дополнительные обеспечительные меры.

Применение обеспечительных мер возможно на любой стадии арбитражного процесса. Исходя из этой законодательно установленной возможности, предполагающей, в свою очередь, различие в целях применения обеспечительных мер в зависимости от стадии процесса, последние могут быть подразделены на следующие виды:

- меры обеспечения иска;

- предварительные обеспечительные меры (направлены на обеспечение имущественных интересов заявителя);

- меры обеспечения исполнения судебных актов.

АПК допускает возможность приостановления на время производства по делу оспариваемого ненормативного правового акта или решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо должностного лица (п. 3 ст. 199), а также решения административного органа о привлечении к административной ответственности (п. 3 ст. 208).

Приостановление действия оспариваемого акта или решения с точки зрения правовой природы можно рассматривать как идентичное запрету совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (в данном случае - запрет на применение положений оспариваемого акта или решения).

В административном судопроизводстве по налоговым спорам данная мера может выразиться в приостановлении действия решения налогового органа о взыскании налога, пени в части направления в банк инкассового поручения о перечислении части соответствующего налога или пени в бюджет определенного уровня, запрете налоговому органу производить безакцептное списание денежных средств со счета налогоплательщика, запрете налоговому органу, службе судебных приставов-исполнителей, банку, обслуживающему налогоплательщика, производить действия, направленные на исполнение решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Арбитражный суд, принимая определение о приостановлении действия ненормативного правового акта или решения государственного или муниципального органа либо должностного лица, в резолютивной части может как ограничиться общей формулировкой с указанием акта, действие которого приостанавливается, так и перечислить действия и мероприятия, осуществление которых в период действия данной обеспечительной меры запрещается.

Важно при этом подчеркнуть, что приостановление правового акта или решения не означает признания акта недействующим, а предполагает запрет на время разбирательства осуществлять мероприятия, производить действия, этим актом предусмотренные. В случае если исполнение акта или решения уже началось, суд, рассматривая вопрос о применении обеспечительной меры, должен решить вопрос о степени ее эффективности, для достижения которой заявлялось ходатайство.

Требование о применении обеспечительных мер должно быть заявлено в ходатайстве лица, обратившегося за защитой своих прав или интересов.

Соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением, заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта или решения государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, а так же в течение всего периода производства по делу до момента вынесения судебного акта, решающего его по существу, как в суде первой инстанции, так и в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Требования заявителя, указанные в ходатайстве о принятии обеспечительных мер, должны быть обоснованными, то есть имеющими обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 90 АПК РФ (угроза неисполнения судебного решения либо причинения существенного ущерба интересам заявителя).

В целях подтверждения возможности причинения ущерба заявитель может представить в суд документы, свидетельствующие, что в результате исполнения оспариваемого правового акта или решения (например, о безакцептном списании денежных средств) может произойти ухудшение его экономического положения, затруднена возможность производить текущие платежи и т.п.

В случае если заявитель ходатайствует о приостановлении правового акта или решения о взыскании с него денежных средств или иного имущества, суд должен рассмотреть вопрос о достаточности у него этих средств для исполнения акта или решения, при условии что оспариваемый акт будет оставлен судом в силе. При наличии у суда сомнений в наличии у заявителя такой возможности обеспечительная мера может быть принята под условием встречного обеспечения со стороны заявителя.

Ходатайство может быть изложено как в исковом заявлении, заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, так и в отдельном документе, поданном заявителем в суд на любой стадии процесса.

В случае если ходатайство о применении обеспечительной меры является отдельным документом, его содержание должно соответствовать требованиям, предъявляемым ч. 2 ст. 92 АПК РФ. В тексте заявления должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

- наименование истца, ответчика, их место нахождения или место жительства;

- предмет спора;

- размер имущественных требований;

- обоснование причины обращения с заявлением об обеспечении иска;

- обеспечительная мера, которую просит принять истец;

- перечень прилагаемых документов.

Если ходатайство о применении обеспечительной меры излагается в тексте искового заявления или заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, в нем должны быть указаны сведения, предусмотренные п. п. 5 и 6 ч. 2 ст. 92, то есть обоснование причины применения обеспечительной меры и ее наименование.

Процессуальная процедура принятия арбитражным судом обеспечительных мер, запрошенных лицом, участвующим в деле, определена ст. 93 АПК РФ. Получив заявление, содержащее ходатайство о применении той или иной обеспечительной меры, арбитражный суд обязан рассмотреть его не позднее следующего дня после поступления (данные заявления рассматриваются судьей единолично).

По результатам рассмотрения судом выносится определение об обеспечении иска либо об отказе в таком обеспечении. Основанием для отказа является отсутствие указанных в ст. 90 АПК РФ обстоятельств, необходимых для принятия обеспечительных мер, либо несоразмерность запрошенной обеспечительной меры основному требованию. Есть и другие основания отказа в принятии обеспечительных мер, так Пленум ВАС РФ указывает, что при оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:

- разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;

- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;

- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;

- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Кроме того, Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 13 августа 2004 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указывает, что, если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна. Из этого указания, правда, не вполне ясна цель установления судом указанных

Кроме того, арбитражный суд может оставить соответствующее заявление без движения по общим основаниям и в порядке, предусмотренным для этой процессуальной меры. Заявление остается без движения в случае несоответствия его формы и содержания требованиям, предъявляемым законом к данной категории документов, а также при отсутствии в числе приложенных к нему документов тех, что необходимы для разрешения арбитражным судом поставленных перед ним вопросов.

В определении об оставлении заявления без движения суд указывает основания, послужившие причиной принятия такой меры, и устанавливает заявителю срок для устранения нарушений. В случае устранения указанных судом нарушений в установленный им срок заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд. В противном случае оно вместе со всеми приложенными документами подлежит возвращению заявителю.

Вынося определение об обеспечении иска, суд направляет его копию лицам, участвующим в деле, и другим лицам, на которых в силу принятия судом обеспечительной меры возложены обязанности по их исполнению. Вынесенное судом определение об обеспечении иска или отказе в обеспечении может быть обжаловано заинтересованным лицом в установленном порядке, что, однако, не приостанавливает исполнения этого определения.

В случае удовлетворения судом исковых или иных требований, сформулированных лицом, обратившимся за защитой своих прав и законных интересов, действие обеспечительных мер сохраняется вплоть до фактического исполнения судебного акта, вынесенного в результате рассмотрения дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления его без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта, в котором суд непосредственно указывает на прекращение действия обеспечительных мер. При отсутствии такого указания в судебном акте, завершающем рассмотрение дела, определение об отмене обеспечительных мер выносится по ходатайству лица, участвующего в деле. Также по ходатайству участвующего в деле лица арбитражный суд может отменить принятые им обеспечительные меры до вынесения окончательного судебного акта по делу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 97 АПК РФ.

Применительно к налоговым спорам и другим делам, возникающим из административных и иных публичных отношений при вынесении решения в пользу налогоплательщика, оспаривающего законность ненормативного правового акта или решения налогового либо иного государственного органа, отмены обеспечительной меры, принятой в форме приостановления действия данного акта или решения, не требуется, так как на основании судебного решения этот акт признается недействительным и утрачивает свою силу.


Возврат к списку

(495) 967-94-64

rayar@rayar.ru

2010 RAYAR Consulting