ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ КОНСАЛТИНГ БЕЗОПАСНОСТЬ КОЛЛЕКТОРСКИЕ УСЛУГИ НЕДВИЖИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СВЯЗЬ И IT АВТОСАЛОН СОЦ. ПРОЕКТЫ
Сегодня USD 56.59 (+56.59) EUR 69.40 (+69.40)

Наша консультация

Квалификация грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета в целях применения статьи 15.11 КоАП РФ.

Статья 15.11 КоАП РФ регламентирует ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Примечание к данной норме раскрывает понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под ним понимается:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Данная статья является очень неоднозначной для правоприменительной практики, а именно:

- ответственность предусмотрена за совокупное грубое нарушение как правил ведения бухгалтерского учета, так и представления бухгалтерской отчетности. Однако разъяснения законодателя относительно того, что следует понимать под этим грубым нарушением, не касаются правил представления отчетности;

- согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик заявляет об исчисленной сумме налога в налоговой декларации. Налоговая декларация является самостоятельным документом и не входит, в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", в состав бухгалтерской отчетности. В связи с этим непонятно указание законодателя в примечании к ст. 15.11 КоАП РФ на искажение сумм начисленных налогов и сборов при ведении бухгалтерского учета и представлении бухгалтерской отчетности. Кроме того, исходя из п. 1 ст. 54 НК РФ, данные регистров бухгалтерского учета могут быть (но необязательно) лишь основой для исчисления налоговой базы;

- ответственность предусмотрена не просто за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов, а за их грубое нарушение. Вместе с тем законодатель не дал разъяснений по поводу того, что понимать под грубым нарушением порядка и сроков хранения учетных документов.

Неясность формулировки диспозиции статьи затрудняет определение вида состава правонарушения по структуре объективной стороны и момента окончания правонарушения. Представляется, что конструкция объективной стороны состава правонарушения аналогична конструкции объективной стороны состава и моменту правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 120 НК РФ.

Однако, в отличии от ст. 120 НК РФ под грубым нарушением в ст. 15.11 КоАП РФ могут быть практически любые деяния, выразившиеся в искажении начисленных сумм налогов и сборов не менее чем на 10% либо искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. К ним можно отнести не только деяния, перечисленные в ст. 120 НК РФ, но и другие ошибки в ведении бухгалтерского учета, не указанные в данной статье, если в суммовом выражении искажение сумм начисленных налогов и сборов, составит не менее чем 10%.

Только не вполне понятно, как следует рассматривать правонарушение, совершенное путем искажения сумм начисленных налогов и сборов, ведь само по себе такое искажение еще не свидетельствует об уплате или неполной уплате налогов и сборов.

Применяя норму ст. 15.11 КоАП РФ, также необходимо учитывать, что не всякое грубое нарушение с точки зрения ст. 120 НК РФ может быть квалифицировано по ст. 15.11 КоАП РФ. Так, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций таким не является. Но если подобное нарушение, даже однократное, приведет к искажению начисленных сумм налогов либо статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на 10% и более, то применение административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ будет правомерным.

Квалификация деяния по ст. 120 НК РФ в свою очередь возможна только в том случае, если грубое нарушение правил бухгалтерского учета повлекло невозможность учета или неполный учет доходов, расходов и объектов налогообложения.

Что касается квалификации грубого нарушения порядка и сроков хранения учетных документов, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, при оценке деяний руководителя или иного работника организации с целью применения данной статьи следует исходить из срока хранения, установленного пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. Согласно данной статье налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов (Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 6 октября 2000 г.).

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, являются руководитель (согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете") или иной работник организации, в чьи функции входит организация и представление бухгалтерской отчетности. В качестве иного работника выступает главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете")).


Возврат к списку

(495) 967-94-64

rayar@rayar.ru

2010 RAYAR Consulting